1.Рыцарская (куртуазная) поэзия периода развитого феодализма.


Содержание:
  • Читайте также
  • Средневековые трубадуры


  • Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые похо­ды, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, - всœе это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства, которые принято называть куртуазны­ми, ᴛ.ᴇ. придворными. В это время впервые в истории человечества культивиру­ются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка, куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважения к женщинœе. В средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Провансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже всœе города, всœе феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цве­том расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная, нарядная.

    Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета͵ именуемого куртуазней. Именно с культа ʼʼдамы сердцаʼʼ - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия. Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство, а знатные дамы весьма благосклонно отно­сились к куртуазной поэзии, которая поднимала их на высокий пьедестал.

    Конечно, куртуазная любовь была не лишена условности, поскольку полно­стью подчинялась придворному этикету. Дело в том, что Прекрасная Дама, вос­певаемая трубадурами в Южной Франции и труверами в Северной Франции, миннезингерами в Германии и менестрелями в Англии, была, как правило, супру­гой сюзерена. А влюбленные рыцари оставались почтительными придворными. Куртуазные песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием ис­ключительности феодальный двор, среди которого она царила.

    Куртуазную любовь отличал ряд особенностей. Прежде всœего, это была тай­ная любовь, поэт избегал называть свою даму по имени. Куртуазная любовь яв­лялась любовью тонкой, изысканной, в отличие от чувственной, глупой любви. Она должна была выглядеть трепетным обожанием. Именно в такой призрачной любви находили высшую меру радости. Но не следует преувеличивать платонизм куртуазной любви, в лучших любовных песнях того времени звучит горячее че­ловеческое чувство.

    Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно много, и сегодня, конечно, уже никто не знает, кто были авторы большего числа их, но среди по­этов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры, с яркой индивидуально­стью. Наиболее известными трубадурами были трепетный Бернарт де Вента-дорн, пылкий Гираут де Борнеть, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейроль, мечтательный Джауфре Рюдель.

    Существовало множество форм куртуазной поэзии Прованса, но к наиболее распространенным относились: кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.

    Кансона (ʼʼпесняʼʼ) в повествовательной форме излагала любовную тему:

    В час, когда разлив потока От тоски по вас, Далекой,

    Серебром струи блестит, Сердце бедное болит.

    И цветет шиповник скромный, Утешения никчемны,

    И раскаты соловья, Коль не увлечет меня

    Вдаль плывут волной широкой В сад, во мрак его глубокий,

    По безлюдью рощи темной, Или же в покой укромный

    Пусть мои звучат напевы! Нежный ваш призыв, - но где вы?!

    (Джауфре Рюдель)

    Альба (ʼʼутренняя заряʼʼ) посвящалась земной, разделœенной любви. В ней рас­сказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на за­ре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже:

    Молю тебя, всœесильный, светлый Бог, Мой милый друг! Я с вечера не спал, Чтоб друг живым уйти отсюда мог! Всю ночь я на коленях простоял:

    Да бодрствует над ним твоя десница! Творца молил я жаркими словами С зари вечерней здесь свиданье длится, О том, чтоб снова свидеться мне с вами. И близок час рассвета... А близок час рассвета.

    (Гираут де Борнейлъ)

    Баллада в то время обозначала плясовую песню:

    Все цветет! Вокруг весна! К нам пришла сюда она,

    Эйя! - Как сам апрель, сияя.

    Королева влюблена, А ревнивцам даем мы приказ:

    Эйя! - Прочь от нас, прочь от нас!

    И, лишив ревнивца сна, Мы резвый затеяли пляс.

    Эйя!. -

    (Безымянные песни)

    Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки:

    Встретил пастушку вчера я, К ней обратился тогда я:

    Здесь, у ограды блуждая. - Милочка! Буря какая

    Бойкая, хоть и простая, Нынче взметается злая!

    Мне повстречалась девица. - Дон! - отвечала девица, -

    Шубка на ней меховая Право, здорова всœегда я,

    И кацавейка цветная, Сроду простуды не зная,-

    Чепчик - от ветра прикрыться. Буря пускай себе злится!..

    (Маркабрюн)

    Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит с смерти близкого человека:

    Нет, не вернусь я, милые друзья,

    В наш Вентадорн: она ко мне сурова.

    Там ждал любви - и ждал напрасно я,

    Мне не дождаться жребия иного!

    Люблю ее - то вся вина моя,

    И вот я изгнан в дальние края,

    Лишенный прежних милостей и крова...

    (Бернарт де Вентадорн)

    Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта͵ либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь:

    Я велœел с недавних пор - Ах, Любовь, на ваш укор

    Сердцу моему молчать, Мне не трудно отвечать:

    Но Любовь со мною спор Долго Донны светлый взор

    Не замедлила начать: Я готов был воспевать,

    -Друг Пейроль, решили, знать, Но в награду мог стяжать

    Распрощаться вы со мной, Только боль обиды злой, -

    Да и с песнею былой? Дайте ж наконец покой!

    Что ж, бесславный ждет удел Я роптать на вас не смел,

    Тех, кто сердцем охладел! Но уж песни-то отпел!

    (Пейроль)

    Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон?

    - Перигон? Порой бесславно - Мой сеньор! Уже издавна

    Жизнь ведет свою барон, Был обычай заведен

    Он и груб и неумен, (И вполне разумен он!):

    А иной виллан1 бесправный В случае если Донна благонравна,

    Щедр, учтив, и добр, и смел, С ровней связывать удел

    И в науках преуспел. Тот обычай повелœел.

    Что Донне можете сказать: Как мужику любовь отдать?

    Кого из этих двух избрать, Ведь это значит потерять

    Когда к любви ее влечет? И уваженье и почет...

    (Дальфин и Перигон)

    1 Виллан - крестьянин.

    Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, но не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на зло­бу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.

    Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последо­вали немецкие миннезингеры - ʼʼпевцы любвиʼʼ. При этом в их поэзии чувственный элемент играл меньшую роль, нежели в поэзии романской, и скорее преобладал морализаторский оттенок, к примеру:

    Те времена прошли давно. Все в грех теперь погружено.

    Когда-то, Бог свидетель, Любить грешно и жить грешно.

    Царили в мире заодно Губительный владетель,

    Любовь и добродетель. Грех греху радетель... –

    и религиозный подтекст:

    Святого нашего креста Кто в суете земных утех

    И ты достоин, Погрязнуть рад.

    Когда твоя душа чиста͵ Ты плащ с крестом надел

    Отважный воин. Во имя добрых дел.

    Такое бремя не для тех, Напрасен твой обет,

    Кто глуповат, Когда креста на сердце нет.

    В то же время среди немецких миннезингеров существовала целая плеяда по­этов, весьма изысканно воспевавших ʼʼвысокую любовьʼʼ. Причем их отличитель­ной чертой была полная отрешенность от окружающего мира. Поэт, переполнен­ный любовным томлением, как бы бродит в густом тумане любовной меланхолии со своей любовной тоской.

    Что мне за дело до рассвета! Пусть веселятся всœе, кому не лень.

    Мне безразлично, день или не день. Теперь мне всœе едино:

    Не мне сияет солнце это. Куда себя ни день,

    Глаза подернула скорбная тень. Кручина да кручина...

    Миннезингеры играли в культурной жизни такую важную роль, что один из них - Тангейзер со временем стал даже героем популярной легенды, положенной великим немецким композитором XIX в. Вагнером в основу своей оперы, которая так и на­зывается ʼʼТангейзерʼʼ.

    В легенде Тангейзер становится возлюбленным госпожи Венеры и живет вместе с ней в сказочной ʼʼВенериной гореʼʼ. Папа Урбан проклинает раскаявшегося грешника, заявляя, что как не может зазелœенеть посох в его руке, так не может Тангейзер обрести прощение на земле. Удрученный Тангейзер возвращается в Венерину гору, а посох папы расцветает, обличая недостойное жестокосœердие последнего.

    Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первым ве­ликим расцветом европейской лирики, за которым последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой Возрождения.




    Читайте также


  • - Рыцарская куртуазная поэзия

    Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые похо­ды, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, - все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства, которые... [читать подробнее].


  • Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/120991_rycarskaya_kurtuaznaya_poeziya

    Средневековые трубадуры


    Опубликовано: 12.02.2018 | Автор: Антонида

    Рейтинг статьи: 5

    Продолжение


    Всего 7 комментариев.


    21.03.2018 Андриян:
    песня трубадура. в средневековье, песня о рыцарской любви.

    13.02.2018 kelretawse:
    Куртуазные песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием исключительности феодальный двор, среди которого она царила.

    05.04.2018 Михей:
    Песня Куртуазная переписка - это лишь малая часть многогранного творчества Тол Мириам, и наш сайт с удовольствием предоставляет вам возможность.

    23.03.2018 Марфа:
    Куртуазная переписка 8:13. MP3. 96кбит/с.  Другие тексты песен: Тол Мириам.

    21.02.2018 genmonas:
    1.Рыцарская (куртуазная) поэзия периода развитого феодализма. 2.Основные виды куртуазной песни, роль народной песенной традиции.

    25.02.2018 abzonuma:
    Куртуазная песня. Варианты ответов к сканвордам и кроссвордам.  старая песня по-новому. когда в обычную песню добавляют больше клубняка.